Стереотип поведения в психологии. Социальные стереотипы поведения в поведении клиентов. Устойчивые стереотипы поведения

Стереотип поведения этноса имеет внутреннюю структуру, включающую строго определённые нормы отношений:

  • между коллективом и индивидом,
  • индивидов между собой,
  • внутриэтнических групп между собой,
  • между этносом и внутриэтническими группами.

Стереотип поведения также включает навыки адаптации в ландшафте и нормы отношения к иноплеменникам.

В динамическом этносе стереотип поведения крайне изменчив. В каждой новой фазе этногенеза этнос делается непохожим на самого себя, хотя преемственность традиции сохраняется. Таким образом, в стереотипе поведения можно выделить две части: статическую, уникальную для этнической системы и отличающую её от других; и динамическую, определяющуюся фазой этногенеза и уподобляющие этническую систему другим в той же фазе этногенеза. В гомеостатических этносах стереотип поведения стабилен и передаётся из поколения в поколение почти без изменений.

Цитаты и примеры Л.Н.Гумилева

« Когда какой-либо народ долго и спокойно живёт на своей родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, то есть все то, что ныне именуется «стереотипом поведения», единственно возможны и правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это - от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя.»

«Помню, когда я был ребёнком и увлекался Майн Ридом, одна весьма культурная дама сказала мне: «Негры - такие же мужики, как наши, только чёрные». Ей не могло прийти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказать с тем же основаньем: «Англичане - такие же охотники за головами, как мы, только белого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотя и основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваются при соприкосновении с оной.
Для средневековой науки Западной Европы этнография была не актуальна. Общение европейцев с иными культурами ограничивалось бассейном Средиземного моря, на берегах которого жили потомки подданных Римской империи, частично обращённые в ислам. Это, конечно, разделяло их с «франками» и «латинами», т. е. французами и итальянцами, но наличие общих корней культуры делало разницу не настолько большой, чтобы исключить взаимопонимание. Но в эпоху великих географических открытий положение изменилось коренным образом. Если даже можно было назвать негров, папуасов и североамериканских индейцев «дикарями», то этого нельзя было сказать ни про китайцев, ни про индусов, ни про ацтеков и инков. Надо было искать другие объяснения.
В XVI в. европейские путешественники, открыв для себя далекие страны, невольно стали искать в них аналогии с привычными им формами жизни. Испанские конкистадоры стали давать крещеным касикам титул «дон», считая их индейскими дворянами. Главы негритянских племен получили название «королей». Тунгусских шаманов считали священниками, хотя те были просто врачами, видевшими причину болезни во влиянии злых «духов», которые, впрочем, считались столь же материальными, как звери или иноплеменники. Взаимное непонимание усугублялось уверенностью, что и понимать-то нечего, и тогда возникали коллизии, приводившие к убийствам европейцев, оскорблявших чувства аборигенов, в ответ на что англичане и французы организовывали жестокие карательные экспедиции. Цивилизованный австралийский абориген Вайпулданья, или Филипп Робертс, передаёт рассказы о трагедиях тем более страшных, что они возникают без видимых причин. Так, аборигены убили белого, закурившего сигарету, сочтя его духом, имеющим в теле огонь. Другого пронзили копьем за то, что он вынул из кармана часы и взглянул на солнце. Аборигены решили, что он носит в кармане солнце. А за подобными недоразумениями следовали карательные экспедиции, приводившие к истреблению целых племен. И не только с белыми, но и с малайцами у австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи часто возникали трагические коллизии, особенно осложненные переносом инфекции.
30 октября 1968 г. на берегу реки Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и восемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так, прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что; по их обычаям, неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал за ухо ребёнка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не внимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на тех, кто живёт на берегах Амазонки.»

Л. Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли»; Часть первая, о видимом и невидимом; I. О полезности этнографии; Несходство этносов.

Напишите отзыв о статье "Стереотип поведения"

Отрывок, характеризующий Стереотип поведения

– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.

Стереотипы женского поведения

Для того, чтобы девочка научилась быть женщиной, прежде всего, ее мать должна быть женщиной. И второе важное условие – отец, который рядом с мамой – настоящей женщиной, должен быть настоящим мужчиной.

Это поистине сложная задача, особенно для современного мира.

Хорошо говорить о настоящих женщинах, но где они?

Мама должна быть настоящей женщиной, которая нашла, раскрыла и ведет настоящего мужчину. Дочь видит их взаимоотношения, и образ настоящего мужчины запечатлевается в ее мозгу. Вот теперь она может следовать по стопам матери и создать гармоничную семью.

В наше странное время, когда женщины очень часто не понимают, что такое быть женщиной и общество рассчитано на больных мужчин-разрушителей, все подчинено власти денег.

Это общество, где считаются только с тем, что дает деньги, а все остальное можно убить, разрушить или просто отрицать и высмеивать. Вырастая в таком окружении, женщины начинают соревноваться с мужчинами. Они не видят иного пути.

Прежде всего, они согласились на то, что женщина – неполноценное существо. Они пытаются в этом мире достичь равенства с мужчинами. Этого можно добиться двумя методами:

1. Стать мамой, которая всем и все указывает и все делает.

2. Стать плохим мужчиной.

Другого пути для женщины нет, считают многие.

Однако существует еще один путь – можно стать настоящей женщиной. Тогда не нужно будет соревноваться с мужчинами и получать от них удары и не нужно будет разыгрывать другие негативные женские роли.

Теперь рассмотрим основные типажи женского поведения в современном обществе. Часто женщины считают, что они добились успеха, выполняя такие роли, но необходимо помнить, что это не вы! Только тогда, когда вы истинная, вам хорошо и все само ладится.

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

1. Вредные стереотипы Есть много стереотипов в нашей жизни, лишь меньшая часть из них, концентрирующая живой многовековой человеческий опыт, полезна. Значительная же часть представляет собой своего рода черствый опыт - что-то, бывшее разумным когда-то и в других

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Стереотипы поведения как необходимая основа развития взаимодействия Как уже говорилось, большинство аутичных детей имеют некоторый запас стереотипных способов приспособления к окружающему, контакта с другим человеком. Поведенческие реакции, навыки действия

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Половые стереотипы поведения или восприятия Психологические различия между полами учёные исследуют давно, пытаясь найти им объяснение в издревле сложившихся стереотипах поведения. Казалось бы, самой природой предначертано мужчине охотиться ради пропитания и

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Стереотипы замужества Нашим поведением управляют стереотипы. С одной стороны, они освобождают человеческий мозг от рутинной, механической работы, заставляя его действовать по каким-то определенным шаблонам. Если бы не было этих клишированных операций, мы были вынуждены

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Стереотипы и ярлыки Хотя все мы каждый день пользуемся стереотипами, думаю, полезно будет начать с определения. Вот самое четкое из найденных мной: «Стереотип – это чрезмерно обобщенная, жесткая характеристика, приписываемая людям, принадлежащим к определенной группе»

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Каузальные стереотипы Теперь взгляните на ту же историю с иным представлением априорной вероятности.У вас есть следующие данные: У обеих компаний одинаковое число машин, но «Зеленые» такси связаны с 85 % происшествий. Информация о свидетеле такая же, как в предыдущей

Из книги Общественное мнение автора Липпман Уолтер

Часть 3 СТЕРЕОТИПЫ

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава 6 Стереотипы 1Каждый из нас живет и работает на небольшом участке нашей планеты, вращается в узком кругу знакомых и из этого узкого круга знакомых лишь немногих знает достаточно близко. Если происходит какое-то значимое событие, то мы, в лучшем случае, можем

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

§ 5. Стереотипы Одним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Метафоры – это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это – выраженные художественно стереотипы.В словарях сказано: «Социальный

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Гендерные стереотипы – стереотипы мужественности и женственности Стереотипы мужественности и женственности проникают в наше сознание с детства. Они регламентируют нашу жизнь, вырабатывают особый взгляд на происходящее. Дети не являются исключением. Им достается даже

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Жизненные стереотипы Жизненные стереотипы представляют собой цепь привычек, связанных с ними форм поведения и вытекающих из них черт характера. Возникают они под влиянием внешних условий жизни и деятельности, социальных запретов и свобод, режимов работы и отдыха,

Из книги автора

День 71. Мои стереотипы поведения в отношениях Утренние страницы.Утренняя молитва.Обратитесь к двадцатой главе курса, чтобы исследовать свои отношения с окружающими людьми:– Где вы перехватываете чужую ответственность, и какую?– Какие роли (контролер, спасатель,

Последние два года я работаю на двух работах: одна - официальная, вторая - подработка. На работах мне постоянно приходится работать с людьми. На первой официальной работе я работаю оператором АЗС. А вот подработка за эти два года у меня была разная: работала я в женском тренажерном зале, фитнесс-инструктором; на данный момент подрабатываю в баре при автомойке, барменом. Работа моя заключается в том, что на АЗС я произвожу расчет клиентов, отпуск и прием бензовозов; а в баре расчет клиентов, приготовление напитков и обеденных перекусов. Соответственно, опят общения с людьми у меня большой. Люди попадаются абсолютно разные. Я очень часто наблюдаю за поведением клиентов, и могу сказать, что в их поведении присутствуют различные социальные стереотипы поведения.

Социальный стереотип - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения отношение к окружающему. К ним относятся такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.

Для правильного понимания и адекватного рассмотрения проблемы стереотипности поведения необходимо, прежде всего, определить сущность и содержание понятия "стереотип".

Стереотип - эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов - знания и отношения (установки), причем знание это - стандартное, упрощенное, а отношение - эмоциональное. Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. В большинстве случаев стереотипы проявляют себя в языках, ложных сообщениях, которые очень активно используются пропагандой для вызова соответствующей эмоциональной реакции.

Стереотипы, аккумулирующий некий стандартизированный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение.

Стереотипы могут создаваться на разных уровнях сознания: на теоретическом (например, в доктринах) и в практике пропаганды психологической войны (средствами массовой информации). Внедрение их в сознание человека в обществе идет с детства. В этом участвуют: школа, семья, религия, но наиболее интенсивно такое воздействие осуществляется печатью, радио, телевидением.

Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представления. Стереотипы, возникающие в общении, в частности, при познании людьми друг друга, и имеют специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии. Здесь проявляется тенденция "извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Следуя, изученной теории, можно выявить, что мы все живем в мире стереотипов. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы тоже очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав. Есть основания предполагать, что стереотипы играют определяющую роль в принятии решений.

Стереотипы социального поведения бывают разные. На основе наблюдений за своими клиентами, я определила, что у них различные стереотипы: в основном сталкивалась с массовыми (этническими) стереотипами; динамическими; социальными. Массовые стереотипы проявляются у большинства моих клиентов, как на одной работе, так и на второй. Массовые стереотипы проявляются как и по отношению посещения (либо автомойки, либо заправки, либо тренажерного зала), так и в конфликтах. То есть, как все считают, так "считает" и другой человек. На индивидуальном уровне каждый человек в первую очередь оценивает информацию для своего "Я".

Социальные стереотипы начинают формироваться у человека с того человека, как он начинает идентифицировать себя с конкретным обществом, культурой, определенной социальной группой.

Стереотипы динамического отношения или поведения сопровождаются отрицательными эмоциями.

На силе стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки; т. е. чем чаще говорится о том, или ином объекте, тем больше укореняется в подсознании человека, и он уже не так критически воспринимает ту или иную информацию. Таким образом, стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить.

Социальные стереотипы поведения своих клиентов я определяла в процессе общения, потому как если просто посмотреть на человека, то довольно трудно понять какой у него стереотип. Вообще, поведение людей регулируется с помощью разных факторов: от уголовного кодекса до норм социального поведения, отсюда и берутся стереотипы.

Если общее число стереотипов принять за 100%, то количественное соотношение стереотипов поведения моих клиентов можно определить так: массовые (этнические стереотипы) - 60%; социальные - 30%; динамические - 10%.

Стереотип поведения этноса имеет внутреннюю структуру, включающую строго определенные нормы отношений:

  • между коллективом и индивидом,
  • индивидов между собой,
  • внутриэтнических групп между собой,
  • между этносом и внутриэтническими группами.

Стереотип поведения также включает навыки адаптации в ландшафте и нормы отношения к иноплеменникам.

В динамическом этносе стереотип поведения крайне изменчив. В каждой новой фазе этногенеза этнос делается непохожим на самого себя, хотя преемственность традиции сохраняется. Таким образом, в стереотипе поведения можно выделить две части: статическую, уникальную для этнической системы и отличающую её от других; и динамическую, определяющуюся фазой этногенеза и уподобляющие этническую систему другим в той же фазе этногенеза. В гомеостатических этносах стереотип поведения стабилен и передается из поколения в поколение почти без изменений.

Источники

  • Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
  • Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1993

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стереотип поведения" в других словарях:

    Стереотип поведения - Схематически стандартизованное шаблонное поведение, основанное на предвзятых (в том числе и ложных) упрощенных представлениях о действительности и основанных на предшествующем индивидуальном и усвоенном социальном опыте … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стереотип (значения). Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    стереотип - нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа высокая устойчивость. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.… …

    - (греч., от stereos твердый, и typos отпечаток). Неразборная форма для печатания; набор, залитый гартом, так что более не может быть разобран, также снятый и отлитый с него оттиск. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. твёрдый и отпечаток), схематич. стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введён в социальную психологию и социологию У.… … Философская энциклопедия

    Стереотип: Стереотип в полиграфии копия печатной формы. Стереотип (психологический, социальный) в психологии укоренённая в сознании картина мира. Стереотип в UML описание поведения объекта … Википедия

    стереотип социальный - (от греч. stereos твердый, прочный и typos форма, образец) обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в к рых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от греч. stereos твёрдый и typos отпечаток) динамический, относительно устойчивая система осуществления отд. условных рефлексов, основанная на способности головного мозга высших животных и человека обеспечивать точность и своевременность… … Биологический энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стереотип (значения). Стереотипы являются одним из трех типов механизмов расширяемости в унифицированном языке моделирования (UML). Они позволяют проектировщикам расширять словарь UML для создания … Википедия

    Форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражением которой является фиксированный (стереотипный) порядок осуществляемых ими условно рефлекторных действий. С. д. формируется под влиянием… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • , Коллектив авторов. Ю?ности честно?е зерца?ло (полное название Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов) русский литературно-педагогический памятник начала…
  • Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Ю?ности честно?е зерца?ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показаниек житейскому…
Понравилось? Лайкни нас на Facebook