Танки серии е. Танки серии е Последовательная прокачка модулей

5 лет и 6 месяцев назад Комментарии: 5


Перед тем, как я расскажу о нем подробнее, посмотрим на его TTX

Прокачка модулей.

Вам следует прокачивать модули этому танку в такой последовательности:
1. В первую очередь устанавливаем уже исследованные на предшественниках нашего танка модули: топовую радиостанцию FuG 12 и орудие 10,5 cm KwK 46 L/68;
2. Далее исследуем и устанавливаем топовую ходовую E 75 verstärkteketten (она позволит установить другие топовые модули и улучшит подвижность нашего танка);
3. Затем топовая башня E 75 Ausf. B (в отличие от , топовая башня – непробиваема, к тому же, она прибавит немного единиц прочности, а так же позволит установить топовое орудие);
4. Следом исследуем и устанавливаем топовое орудие 12,8 cm KwK 44 L/55 (это орудие позволит вам стать «королем рандома» при попадании в топ);
5. И, наконец-то, топовый двигатель Maybach HL 295 Ausf. A (он значительно улучшит комфорт игры на вашем танке).
Поздравляю! Вы сделали ваш Е-75 топовым!

Переходим к тактике ведения боя.

1. Против средних танков воевать не трудно . У нас есть преимущество в бронировании, массе, запасе прочности, у нас есть мощное орудие, которое не оставит ни одному среднему танку никаких шансов. К тому же, врагу не удастся вскружить нас, благодаря отличной скорости поворота ходовой. В общем, любой средний танк пожалеет о том, что столкнулся с вами. Главное при схватке со средним танком – это держаться по направлению к нему лбом. Тогда врагу нужно будет только убегать или прятаться от вас, иначе ему придется сотворить чудо, чтобы победить вас.

2. Против тяжелых танков на много сложнее воевать , я бы даже сказал, что это самые главные противники нашего танка. Но все-таки, у нас есть кое-какие преимущества: у нашего танка отличное лобовое бронирование, мощное орудие, неплохая динамика, и небольшое преимущество в запасе прочности. Поэтому, скорее всего, это врагу будет тяжелее воевать против вас, чем вам против него. Так же, при схватке с тяжелыми танками, вам стоит попробовать «войти в клинч»; в клинче вы становитесь трудно пробиваемым танком для любого врага, так как нижний бронелист он не видит, а верхний бронелист очень тяжело пробить. Но не стоит забывать, что враг может стрелять вам в люк, который расположен на левой части вашей башни. Тогда вам нужно стараться прикрыть люк своим орудием (поднять его вверх) или вертеть башню влево-вправо, так врагу будет очень тяжело попасть в ваш люк. А если вы воюете на дальней дистанции, то желательно найти укрытие, которое будет прятать ваш нижний бронелист. Так вы сможете спокойно вести огонь по врагу, а тому будет нереально сложно пробить «щучий нос» и башню. И так, как вы поняли, Е 75 может спокойно выйти из схватки с тяжелыми танками победителем.

3. Против воевать тоже не просто, так как у них есть мощные орудия, которым даже наша броня не страшна. Поэтому нужно стараться любым способом зайти ПТ в корму: например, сбить гусеницу, либо обойти ее вокруг здания (если вы в городе или около какого-нибудь дома), камня или какого-либо другого предмета. Но на ПТ самому не желательно лезть. Лучше дождаться помощи союзника. Вдвоем можно разобрать любую ПТ, не потеряв ни одной единицы прочности. В общем, против ПТ-САУ желательно воевать не на открытой местности, где можно придумать много способов, чтобы разобраться с ними.

4. Против самоходных артиллерийских установок воевать очень легко. Наше мощное орудие, обладающее огромным уроном, не оставит никаких шансов ни одной арте (вся арта для нашего орудия почти всегда ваншотная, а если стрелять , то вероятность уничтожения артиллерии с одного выстрела равна 100%!). Но, несмотря на это, вам не стоит вылезать навстречу арте (есть риск получить хорошую «плюху»), лучше действовать таким же образом, как и с ПТ, ведь малейшая единица прочности очень пригодится вам в бою. Еще можно воспользоваться неожиданным появлением (арта не успеет быстро свестись и попасть в вас), либо высунуть из-за бугра только башню и нанести сокрушительный выстрел по врагу (арте будет тяжело попасть в маленькую башню, торчащую из-за холма).

1. Благодаря неплохим углам вертикальной наводки вам можно попробовать . Это даст вам огромное преимущество в бою, так как ваша башня хорошо бронированная, и врагу очень тяжело будет пробить ее. Я уверен, что вам эта тактика понравится.

2. Благодаря неплохой бортовой броне , вы сможете . Вы показываете из-за здания (камня или какого-нибудь другого предмета) свой борт под большим углом к противнику (при этом прячете свой бронелист), отъезжаете немного назад, высовывая башню, наносите выстрел по противнику и примыкаете назад к зданию. В чем фишка этого приема? С одной стороны, вы просто вылезаете из-за здания, обмениваетесь выстрелами с противником и прячетесь обратно… Но принцип этого приема заключается в том, что противник не может пробить ваш борт под таки большим углом. Значит, получается, что вы вылезаете, наносите выстрел, не потеряв ни одной единицы прочности, и прячетесь назад.
Играть такой тактикой нужно примерно так:


3. Еще одна тактика, которая вам тоже должна понравиться – это . Вы подставляете свои части корпуса (лоб и борт) врагу под большими углами, поэтому ему будет намного тяжелее пробить вас. Эту тактику предпочитают большинство профессиональных игроков, так как она может быть очень эффективна в бою (конечно же, если ее правильно использовать). При постановке ромбом даже нижний бронелист становится очень тяжело пробить.

4. В ближнем бою вам очень пригодится следующая тактика: если вы не имеете никакого укрытия, то старайтесь вилять корпусом влево-вправо (ну или, как я это называю, «танцевать»). Это очень эффективный способ, так как врагу будет очень тяжело выцелить уязвимое место, попасть в него и пробить.

Теперь я расскажу вам о преимуществах и недостатках танка Е 75.

Начнем с преимуществ:
- отличный обзор;
- хорошая динамика;
- мощное орудие;
- отличное бронирование;
- большой запас прочности.
Теперь переходим к недостаткам:
- большая заметность;
- частые криты модулей и экипажа;
- большая башенка на люке (ее легко пробивать в клинче);
- низкая скорость поворота топовой башни;
- частые пожары при попадании снаряда в нижний бронелист (из-за расположения трансмиссии в лобовой части корпуса нашего танка).

Дополнительные модули

1) Так как у Е 75 долгое сведение, вам необходимо поставить стабилизатор вертикальной наводки . Стабилизатор уменьшает разброс при движении танка и время на сведение.

2) Так как у нашего танка длительный перезаряд орудия, то вам нужно установить орудийный досылатель . Он значительно снизит время заряжания снаряда.

3) Улучшенная вентиляция так же не помешает. Она добавляет +5% ко всем навыкам и умениям каждого члена экипажа, и самое главное - уменьшает перезаряд орудия и время сведения.
Дополнительные модули очень пригодятся вам в бою, и вы не будете жалеть, что приобрели их.

Снаряжение.

1) Обязательно вы должны иметь в бою автоматический или ручной огнетушитель , так как у танка слабые топливные баки, и вероятность возникновения пожара велика!

2) Большой или малый ремкомплект – для починки поврежденных модулей.

3) Большая или малая аптечка – чтобы вылечить контуженого члена экипажа.

Каждый опытный игрок знает, что без снаряжения выходить в бой рискованно. Так как с контуженым наводчиком, либо с поврежденной боеукладкой невозможно нормально играть. Ну а пожар может повредить много модулей. Поэтому каждый, уважающий себя танкист, обязан ставить снаряжение!

Боекомплект.

1) 30 ;
2) 3 бронебойных подкалиберных снаряда (на всякий случай);
3) И 3 осколочно-фугасных снаряда пригодятся для стрельбы по слабо бронированным противникам (легкие танки, арта).

Прокачка экипажа.

Всего у Е-75 пять членов экипажа:
1) командир;
2) механик-водитель;
3) наводчик;
4) заряжающий;
5) радист.

Первый перк.
1. Командиру вкачать «шестое чувство». Этот навык позволит вам знать видит вас противник или нет;
2. Остальным членам экипажа прокачать перк «ремонт». Это умение позволит быстро починить разрушенный модуль (например, сбитую гусеницу или поврежденное орудие). Для тяжелого танка это очень важно!

Второй перк.
1. Командиру изучить «ремонт», чтобы починка поврежденного модуля была очень быстрой;
2. Механику-водителю овладеть умением «король бездорожья». Благодаря ему танк станет немного маневреннее, что необходимо для нашего Е 75;
3. Наводчику нужно изучить навык «снайпер». Наводчик, обладающий этим умением, чаще будет наносить критические повреждения врагу;
4. Заряжающему можно вкачать «бесконтактную боеукладку». Этот навык позволит увеличить прочность боеукладки. Так у врага будет меньше шансов повредить вам ее;
5. Радист должен изучить «радиоперехват». Этот перк позволит ему увеличить дальность обзора.

Третий перк.
Всем членам экипажа вкачать «боевое братство». Этот навык уменьшит перезарядку орудия и увеличит скорость сведения.
Запомните:
Если вы хотите изучить навык «боевое братство», то обязаны поставить его всем членам экипажа. Изучение этого навыка несколькими членами экипажа не приведет к желаемым изменениям.

Четвертый перк.
1. Умение «мастер на все руки» позволит командиру заменить в бою раненых членов экипажа;
2. Механику-водителю нужно изучить навык «плавный ход». Этот навык уменьшит разброс при движении танка, что позволит вам стрелять на ходу;
3. Наводчику так же будет неплохо изучить перк «плавный поворот башни». Он уменьшит разброс при повороте башни;
4. В бою не помешает, если заряжающий будет владеть навыком «отчаянный». Этот перк позволит ускорить перезарядку орудия, если у танка будет меньше 10% прочности;
5. Радисту изучить навык «ретранслятор». Этот перк увеличит дальность связи союзных танков;

Пятый перк.
1. Командиру изучить перк «орлиный глаз», это опять же увеличит дальность обзора;
2. Механику-водителю можно изучить навык «виртуоз». Благодаря этому умению наш танк станет немного быстрее поворачиваться;
3. Наводчику можно изучить навык «злопамятный». Так вы сможете видеть врага в прицеле в течение дополнительных двух секунд;
4. Заряжающему не помешает овладеть навыком «интуиция». Это умение создает вероятность того, что, при смене вида снарядов, нужный уже заряжен. Этот перк пригодится вам, если вам, например, срочно нужно зарядить голдовый снаряд вместо бронебойного.
5. Радисту можно изучить умение «изобретатель». Этот перк может пригодиться, например, если у вас сломана рация.
Дальше я не буду говорить, какие перки качать. Так как вам нужно будет потратить очень много времени, чтобы вкачать пятый перк; а если вы все-таки прокачали и пятый перк, то дальше выбирайте умения на ваш взгляд, так как все самое важное уже прокачано.

Вывод.


Е-75 – это отличный танк, имеющий хорошее бронирование, мощное орудие и неплохую подвижность.Он значительно лучше своих одноклассников. Е-75 должен понравиться любителям тяжелых танков. У него очень много плюсов и совсем немного минусов. Для Е-75 разобраться даже с противником десятого уровня не проблема! Этот танк предназначен как для активного (благодаря отличному бронированию, мощному орудию и хорошей подвижности), так и для дефа (благодаря своей броне, большому запасу прочности и орудию).
На этом мой гайд подходит к концу. Спасибо за внимание. Удачи на полях сражений!

Производство немецких танков PzKpfw V «Пантера», начавшееся в январе 1943 года, показало, что немецким конструкторам удалось создать отличный танк – возможно, лучший за всю Вторую мировую войну (далее – ВМВ). Однако у этого танка был огромный недостаток – низкая технологичность и, следовательно, высокая цена. Хотя «Пантера» и была более чем на 12 тонн тяжелее, чем Т-34-85, немецкие конструкторы считали ее средним танком и сравнивали именно с этой советской машиной (возможно, ещё и потому, что многие реализованные в «Пантере» конструктивные решения были подсмотрены немецкими инженерами у «русских» при изучении трофейных «тридцатьчетвёрок»). По советской же классификации «Пантеры» попадали в разряд тяжёлых танков. При возможностях Советского Союза выпускать до 1200-1300 единиц Т-34/Т-34-85 в месяц (показатели 1943-44 годов) немецкая промышленность на пике своей возможности могла произвести только 400 «Пантер» за тот же период. Если прибавить к этому количеству 250 единиц PzKpfw IV, собираемых ежемесячно, получалось, что Третий Рейх в два раза проигрывал СССР по выпуску средних танков. Кроме того, практика показала, что «Пантеры» имеют ненадёжную ходовую часть.

Чтобы исправить ситуацию, руководство Управления по вооружениям немецкой армии (Heereswaffenamt, далее – Управление), а именно конструкторская служба Департамента бронетехники и моторизации (Waffenprufamt 6, далее – Департамент), озаботилась вопросом унификации немецких танков и повышения их технологичности. Руководителем Департамента был талантливый инженер, изобретатель и организатор Генрих Эрнст Книпкамп. К концу войны у него уже было около пятидесяти запатентованных изобретений в сфере конструирования гусеничных машин. Книпкамп разработал концепцию дальнейшего развития танковой промышленности Германии, воплощением которой в жизнь должна была заняться созданная им инициативная исследовательская группа. К работе в ней привлекались инженеры-конструкторы целого ряда немецких предприятий, работа которых была тесно связана с деятельностью Управления. Хоть она и не была полностью реализована, дойдя, в лучшем случае, до стадии создания корпусов или шасси прототипов, её заслуженно считают венцом немецкой технической мысли периода Третьего Рейха.

Здание, в котором размещалось Управление вооружений, Берлин
Источник - wikipedia.org

Концепция заключалась в создании серии абсолютно новых танков, детали и узлы которых были бы максимально технологичны и унифицированы (взаимозаменяемы). Для того чтобы не срывать планы регулярных поставок бронетанковой техники Вермахту, к созданию новых танков старались привлекать конструкторов компаний, не задействованных в их поточном производстве.


3D-модель танка Е-50
Источник - market4game.ru

Танк PzKpfw V «Пантера» Ausf. G, а также находившиеся в разработке его модификации Ausf. F и «Пантера II» должны были быть заменены средним (по немецкой классификации) танком Е-50. Его индекс происходил от названия всей серии, предложенной Книпкампом (нем. Entwicklung – «развитие, разработка»), а также от его нижнего предела веса в 50 тонн.

Заказ на разработку проектной документации и прототипов танка получили сразу две компании: Daimler-Benz (Штутгарт) и MAN (Аугсбург/Нюрнберг). Их машины должны были конкурировать между собой, в результате чего управление смогло бы выбрать наиболее удачную из двух машин, на которой можно было бы реализовать интересные конструкторские решения «проигравшего» танка.


Один из первых серийных вариантов башни Schmalturm с установленной в ней 75-мм пушкой, 1944 год
Источник - super-arsenal.ru

В Штутгарте решили установить на будущий танк башню совместной разработки компаний Daimler-Benz и Skoda (Чехия), носившую название Schmalturm (нем. – «узкая башня») и изначально предназначавшуюся для танков «Пантера» Ausf. F и «Пантера II». Однако от дальнейшей разработки этих машин отказались в силу их низкой технологичности, и в Управлении рассчитывали заменить их более перспективным танком Е-50. В качестве силовой установки на Daimler-Benz предложили использовать дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (сказывалось влияние советских танков, у подавляющего числа которых в качестве силовой установки использовались дизели). Кроме того, они почти полностью позаимствовали у Т-34 идею компоновки танка – размещение трансмиссии и двигателя в кормовом моторно-трансмиссионном отсеке, угол наклона плит, широкие катки и сдвиг башни ближе к лобовой части танка. Получившийся проект очень напоминал разработанный ранее танк VK3002 (DB).


Башня Schmalturm с результатами полигонных обстрелов на броне в экспозиции
Бовингтонского танкового музея (Великобритания)
Источник - com-central.net

Разработка Е-50 компании MAN оказалась менее удачной, чем у их конкурентов из Штутгарта. В Аугсбурге решили установить на свой вариант нового танка башню проекта компании Rheinmetall-Borsig, которую она разрабатывала для PzKpfw VI «Тигр» компании Henschel-Werke под 75-мм танковую пушку. Машина получилась перетяжелённой, слишком габаритной, неэкономной и нетехнологичной. При испытаниях изготовленного прототипа выяснилось, что при передаче вращательного момента на трансмиссию танка теряется значительная часть мощности двигателя – в том числе, и по этой причине в процессе испытаний двигатель перегревался, из-за чего возрастала пожароопасность машины. Во время испытаний танк постоянно ломался, и в результате проект не был принят, а компания была отстранена от участия в конкурсе.


Прототип Е-50 разработки компании MAN, 1944 год
Источник - valka.cz

Для дальнейшей работы было принято решение создать сводную конструкторскую группу, в которой приняли бы участие конструкторы обеих компаний и конструкторской службы Управления вооружений. Работы над Е-50 начались довольно поздно – в 1944 году. В процессе разработки танка конструкторы отталкивались от компоновки «Пантеры» – у Е-50, так же, как и у PzKpfw V, трансмиссию традиционно для немецких танков разместили в отделении управления (спереди), двигатель – в моторном отделении (сзади), а боевое отделение – посередине.

Было принято решение использовать башню проекта компании Daimler-Benz, так как она была технологичнее башни, устанавливавшейся на серийной «Пантере» Ausf.G, и при этом дешевле ее на 30%. Кроме того, передний бронелист башни был толще (180 против 110 мм), и при этом Schmalturm весила на 100 кг меньше – 7,5 тонны. Башня давала лучший обзор экипажу, могла быстрее поворачиваться и была снабжена большим количеством приборов наблюдения за полем боя. В заднем бронелисте башни был сделан люк для эвакуации экипажа, изготавливавшийся из этого же бронелиста, что было важно с точки зрения экономии металла. Через этот же люк проводился демонтаж орудия при его ремонте и загрузка в танк боеприпасов. Рядом с ним располагалась амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.


Башня Schmalturm из Бовингтонского танкового музея. Хорошо видно отверстие заднего люка
и стрелковая амбразура
Источник - c1.staticflickr.com

Командирская башенка была смещена влево, имела низкий силуэт и по конструкции почти полностью повторяла башенку «Пантеры II», (отличие состояло в том, что люк у Е-50 должен был открываться вверх, а не сдвигаться в сторону, как у «Пантеры II»).

В новой башне можно было установить не только 75-м пушку KwK 44, под которую, собственно, эта башня изначально и разрабатывалась, но и 88-мм KwK 43 L/71, устанавливавшуюся на «Королевские Тигры», или 88-мм KwK 44/2 L/71 – орудие, разрабатывавшееся специально для Е-50. Особенностью башни был большой вынос орудия, из-за чего значительное место внутри неё оставалось свободным. На Е-50 планировалось использовать менее длинные боеприпасы с большим диаметром гильзы, поэтому каморы в казённиках орудий прототипов должны были растачиваться под унитарные патроны специальной формы. Малый размер башни вынудил конструкторов разместить внутри корпуса весь боезапас танка (84 снаряда).


Е-50, вид сверху
Источник - panzerw.narod.ru

Прорабатывался вопрос установки на орудие стабилизатора, что позволило бы танкистам вести огонь с хода. Рассматривался полуавтоматический вариант заряжания пушки кассетами на 4 снаряда, что позволило бы значительно увеличить скорострельность танка, но было ли такое решение реализовано на практике, достоверно неизвестно.

Помимо основного орудия, на танке устанавливался один курсовой 7,92-мм пулемет MG42. Кроме того, экипаж вооружался одним или двумя автоматами МР43 или StG44, хранившимися в укладке. Другим противопехотным оружием была гранатомётная мортирка Nahverteidigungswaffe (нем. – «оружие ближней обороны»), которая монтировалась в крыше башни с правой стороны. Выстреливание противопехотной гранаты из мортирки производилось сигнальным пистолетом (ракетницей), также хранившейся в укладке. Граната взлетала на высоту 3 метра, где взрывалась, усеивая периметр танка осколками.

Экипаж танка, как и у «Пантеры», должен был состоять из пяти человек – командира, механика-водителя, радиста, наводчика и заряжающего. Механик-водитель и радист должны были находиться спереди, в отделении управления (водитель – в левой, а радист – в правой его части), а командир, наводчик и заряжающий – в боевом отделении в башне.


Гранатомётная мортирка Nahverteidigungswaffe, смонтированная в башне танка «Пантера».
Источник - httppanzerfrontbis.narod.ru

Особое внимание уделялось подвеске танка, так как использовавшиеся на «Пантерах» двойные торсионы были очень нетехнологичными. Систему подвески, часто именуемую как «тихий блок», разработал конструктор доктор Лёр из фирмы MAN. Её применили на всех танках «Серии Е» тяжелее Е-50. Она представляла собой два сдвоенных в тележки опорных катка диаметром 800 мм (такие же катки использовались на «Пантере ІІ» и «Королевском Тигре), соединенные в общий блок и закрепленные на подпружиненных рычагах. В качестве упругих элементов использовались пружины с внутренним амортизатором, набранные из шайб Бельвилля и смонтированные в цилиндрические кожухи, расположенные параллельно днищу машины. Такой способ подвески, несмотря на свою технологичность и функциональность, так нигде в серию и не пошёл. Катки размещались по разные стороны однодгребневого трака. Специальные подшипники-распорки позволяли менять положение колеса относительно гребня трака при одинаковой длине валов. Это решение увеличивало технологичность изготовления и валов, и катков, а также позволило уменьшить количество опорных катков до шести (у «Пантеры» их было 8) – теперь в корпусе танка было необходимо сделать всего шесть отверстий вместо шестнадцати. В собранном виде эта подвеска получила название стандартизированной (нем. – Einheitslaufwerk). Она была дешевле и легче торсионной, занимала меньше внутреннего пространства в танке и позволяла сделать в днище эвакуационный люк. По сравнению с «Пантерой», такая подвеска была на 50% дешевле благодаря экономии в стоимости материалов и инструментов, на 40% легче и давала экономию затрат рабочего времени в 60%. Планировалось, что танк будет переднеприводным, хотя ряд авторов утверждает, что по некоторым проектам трансмиссию у Е-50 должны были разместить в кормовом отделении, и он должен был стать заднеприводным. Для установки предназначалась 2-ступенчатая механическая коробка передач с 8-ю скоростями вперед и 4-мя назад, а также главным и бортовыми фрикционами.


Размещение катков на танках Е-50 (сверху) и Е-75 (снизу)
Источник - topwar.ru

Двигатель на Е-50 планировалось установить более мощный, чем на «Пантеру» – модернизированный вариант Maybach HL230-HL234 мощностью 900 л.с. При работе в режиме форсажа мощность должна была увеличиваться до 1000-1200 л.с. В конструкции этой силовой установки был реализован принцип прямого впрыска топлива. При таком двигателе максимальная скорость машины должна была составлять 60 км/ч. До конца войны новый двигатель успел пройти только стендовое тестирование, а испытания его в полевых условиях провести не успели. В перспективе немецкие конструкторы рассчитывали перейти на силовую установку Maybach HL295 мощностью 1000 л.с., но в 1944 году она еще находилась в разработке.


Бензиновый двигатель Maybach HL295 мощностью 1000 л.с., планировавшийся к установке на танк Е-50
Источник - fahrzeuge-der-wehrmacht.de

Бронирование верхней лобовой детали планировалось на уровне 150 мм, нижней – 120 мм. Толщина брони бортов и кормы корпуса должна была достигать 80 мм, крыши – 40 мм, днища – 25-40 мм. Корпус Е-50 почти полностью копировал форму корпуса «Королевского Тигра» – была лишь уменьшена толщина брони и увеличен наклон лобовых бронеплит.

Корпус параллельно разрабатывавшегося танка Е-75, который должен был заменить «Королевский Тигр», в рамках концепции Entwicklung планировалось изготавливать практически идентичным корпусу Е-50. Он должен был нести более мощнее бронирование, а потому его дополнительный вес должны были компенсировать две дополнительные тележки подвески – по одной с каждой стороны. В связи с этим тележки на Е-50 проектировались более расставленными. Общая длина гусениц у Е-50 и Е-75 также планировалась одинаковой, а всё внутреннее оборудование обоих танков максимально унифицировалось.


Танки Е-50 (сверху) и Е-75 (снизу)
Источник - nast-sonderfahrzeuge.de

На танки Е-50 и Е-75 планировалось устанавливать приборы ночного видения FG 1250, которые хорошо зарекомендовали себя на стандартных «Пантерах». Для максимального увеличения эффективного действия танков, оборудованных такими приборами, в ночных боях они должны были использоваться совместно с бронемашинами SdKfz.251/20 «Uhu» (нем. – «сова») или бронетранспортёрами Sd. Kfz. 251/20 «Falke» (нем. – «сокол»), оснащёнными 600-мм инфракрасными прожекторами «АА». В таком случае, ночью танки могли бы отслеживать цели на расстоянии до 800 м, а вести прицельный огонь – на дистанции до 400 м. Расположение топливных баков, радиаторов и вентиляторов у Е-50 было такое же, как и у «Тигра II».


Бронетранспортер Sd. Kfz. 251/20 «Falke» с 600-мм инфракрасным прожектором
Источник - super-arsenal.ru

Танк Е-50 должен был стать основным средним танком Вермахта, полностью заменив собой PzKpfw IV и PzKpfw V «Пантера». Неповрежденные шасси «Пантер» в перспективе планировали использовать для производства различных САУ. Затем, по мере износа и выбывания старых шасси, для этой цели также планировалось использовать шасси танков Е-50. Планировалось создать 128-мм противотанковую САУ с длиной ствола в 100 калибров, орудие которой предполагалось разместить в закрытой рубке. Также рассматривалась возможность установки на корпусе Е-50 башни Флакпанцер V «Кёлиан» концерна Rheinmetall AG с двумя спаренными 37-мм автоматическими пушками FlaK 43 L/89, в результате чего появился бы новый вариант зенитной самоходной установки. Предполагалось и создание бронированной реактивной установки залпового огня с использованием шасси Е-50 и «Пантер».


Модель танка Е-50 в зенитном исполнении с башней концерна Rheinmetall AG «Кёлиан»
под две спаренные 37-мм автоматические пушки FlaK 43 L/89
Источник - super-arsenal.ru

Однако всему этому нагромождению планов и проектов не суждено было сбыться. Конструкция танка Е-50 была полностью проработана, но приступить даже к созданию прототипа немцы уже не успевали. Многие профильные предприятия были разрушены массированными бомбардировками союзников, а остальные заводы не успевали выполнять текущие военные заказы. Наконец, война закончилась, и разработки немецких конструкторов оказались в руках их европейских визави. А вскоре бывшие враги стали союзниками по блоку НАТО и начали совместно создавать новую бронированную технику.


Самоходные установки Panzerjäger Е-50 (сверху) и Panzerjäger Е-75 (снизу)

Так, французские конструкторы почерпнули у немецких коллег множество новых идей. Новая военная доктрина требовала создания современных тяжёлых танков, но французская инженерная мысль сильно отставала в этой сфере. Выпущенный в 1948 году небольшой серией танк ARL 44, созданный на базе танка Char B1-bis, устаревшего ещё до начала Второй мировой войны, не шёл ни в какое сравнение с современным ему советским Т-54. Поэтому при разработке экспериментального танка АМХ-50 французы активно применяли «подсмотренные» немецкие наработки по PzKpfw V «Пантера», PzKpfw VI «Королевский Тигр» и Е-50. Так, от танка Е-50 французы взяли созданный под него 1000-сильный двигатель Maybach HL295. Была изготовлена опытная партия в 10 единиц АМХ-50, но затем от них отказались в пользу более перспективного танка АМХ-30, который и стал основным боевым танком вооружённых сил Франции на период с 1966 по 1986 год. Девять АМХ-50 пошли на переплавку, а одна машина экспонируется в танковом музее в Сомюре.


Французский опытный тяжёлый танк AMX-50
Источник - ru-armor.livejournal.com

В 1942 году в Министерстве вооружений III Рейха был сформирован специальный отдел, разрабатывающий концепцию новых танков. Начальником отдела был назначен инженер-полковник Г. Книпкамп. Новые танки должны были выпускать фирмы, которые прежде никогда танками не занимались. Это были прежде всего фирмы «Адлер» (Adler) из Франкфурта, «Аргус» (Argus) из Карлсруэ и «Вестерхютте» (Westerhuette) из Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была подключена фирма «Клёкер-Гумбольдт-Дойтц» (Kloeker-Humboldt-Deutz) из Ульма. Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и строились опытные образцы.

Новые танки получили обозначение - класс «Е». Проекты этих танков значительно отличались от выпускаемых в то время РzКрfw IV и РzКрfw V «Пантера». Особенный акцент был сделан на снижении силуэта танка и увеличении возимого боезапаса. С этой целью отказались от торсионной подвески, применяемой на танках РzКрfw V и РzКрfw VI. Новым было и то, что ведущие колеса располагались сзади, ближе к двигателю и трансмиссии. Тем самым высвобождалось больше места внутри танка. На танки класса «Е» предполагалось установить стабилизаторы орудия и новый тип прицелов. Планировали, что первые танки нового типа поступят в части в 1945 году. Выпуск танков класса «Е» должен был быть основан на использовании стандартизованных узлов, одинаковых для разных танков. Всего программа «Е» охватывала пять танков:

  • Е 10 - малый разведывательный танк массой около 15000 кг;
  • E 25 - танк массой около 25000-30000 кг;
  • E 50 - средний танк массой около 50000 кг, который должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd Kfz 171) «Пантера»;
  • E 75 - танк массой около 75000-80000 кг, предназначенный для замены РzКрfw VI «Тигр» и «Тигр II»;
  • E 100 - танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к классу сверхтяжелых танков.

История создания

Танки E 50 и E 75 должны были стать основными танками немецкой армии (Standardpanzer). На обоих танках предполагалось использовать унифицированные узлы (силовая установка, шасси, гусеницы, топливная система и система вентиляции). Главное различие между танками заключалось в толщине брони. То есть слабее бронированный танк E 50 был просто более просторным внутри. На танки E 50/75 предполагали установить двигатель Майбах HL 234. Серийный выпуск этих двигателей должен был быть налажен в начале 1945 года. Прототип двигателя HL 234 без турбонаддува на стендовых испытаниях показал мощность 530 кВт. Максимальная скорость E 50 должна была достигать 60 км/ч, а E 75 - 40 км/ч. Силовая установка обоих танков проектировалась в виде агрегата, который можно было демонтировать всего за 25 минут. Танки E 50 и E 75 планировали выпускать на заводе «Вестернхютте» в Ойнхаузене, который до той поры изготавливал бронеавтомобили и бронетранспортеры. На обоих танках предполагали установить стабилизатор орудия, позволяющий вести прицельный огонь во время движения.

Ходовая часть танка E 50 состояла из шести, а E 75 - восьми опорных катков. Предполагали выпускать E 75 как в виде танка, так и в виде штурмового орудия (Sturmgeschuetz). На обоих танках должна была устанавливаться одна и та же башня, выпускаемая фирмой «Крупп». По сравнению с «Тиграми» и «Пантерами» броня танков Е50/75 была гораздо толще. Использование оцинкованных бронеплит очень облегчало сварку, а применение новых сварочных материалов значительно увеличивало прочность сварного шва.

Для проведения испытания подвески в конце 1944 года на фирме «Хёрдер-Хуттферайн» (Hoerder-Huttverein) в Дортмунде была модифицирована ходовая часть одного из танков «Тигр II».

Во многих источниках, как отечественных, так и зарубежных, встречаются упоминания о танках серии Е, а также их чертежи и рисунки. Существуют и пластиковые модели этих боевых машин. По мнению большинства авторов, Е-серия должна была в перспективе заменить в производстве «тигры», «пантеры» и т.п. попытаемся разобраться, как же обстояла ситуация на самом деле.

В мае 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп создал специальную исследовательскую группу, которую возглавил лично. Эта группа должна была разработать ряд проектов боевых машин, в которых предполагалось учесть весь полученный к этому времени боевой опыт в области бронетехники. Работа эта была личной инициативой Книп-кампа, и, естественно, шла довольно медленно - основные силы отдела испытаний танкового вооружения были задействованы на обеспечение серийного производства танков и разработку новых образцов по заказам армии. Тем не менее, к апрелю 1943 года группа сформулировала основные требования, которые следовало воплотить в новых боевых машинах. Весь проект получил обозначение «серия Е» (Е обозначает «разработка», от немецкого «Entwicklung»). В машинах серии Е предусматривалось реализовать следующие принципы:
- максимально усилить защиту лобовой части корпуса, усилить вооружение и возимый боекомплект;

- создать единый блок для трансмиссии и обеспечить его простой монтаж и демонтаж в корпусе для упрощения обслуживания и ремонта;
- для увеличения внутреннего объема корпуса и снижения общей высоты машин использовать подвеску с размещением упругих элементов снаружи корпуса, а также изменить компоновку, разместив двигатель с трансмиссией в корме;
- конструкция подвески должна обеспечить возможность натяжения гусеницы при сорванном ленивце или части катков для возможности отвода танка в тыл;
- использовать максимальное количество одинаковых узлов и агрегатов на всех боевых машинах, для облегчения производства, обслуживания и ремонта.

Легкий истребитель танков Е 10, вид слева и спереди

Всего предусматривалось создать пять различных гусеничных шасси различной массой:
Е 10 - легкая боевая машина массой 10-15 тонн;
Е 25 - машина среднего класса, массой 25-30 тонн;
Е 50 - машина массой 50 тонн, с характеристиками, превосходящими «Пантеру»;
Е 75 - тяжелая машина в 75-80 тонн, которая могла бы рассматриваться как замена «Тигра»;
Е 100 - сверхтяжелый танк массой в 130-140 тонн.

Кстати, в некоторых источниках можно встретить информацию о машине Е 5, представлявшую собой самоходную установку 88-мм реактивных гранатометов «Панцершрек» на шасси танкетки B-1V «Боргвард». Однако эта информация не подтверждается документально, и является фантазией некоторых авторов.

Из-за того, что основные «танковые» компании были перегружены выполнением текущих задач, Книпкамп добился в управлении вооружений сухопутных войск разрешения привлечь к проектированию фирмы, не занятые в танковом производстве.

В отличие от всех немецких танков того времени, на машинах серии Е (кроме Е 100) планировалась компоновка с задним расположением двигателя и трансмиссии. По мнению некоторых представителей отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), ведущее колесо заднего расположения являлось более защищенным при обстреле или подрыве танка на минах.

Ниже приводится информация по проектам машин серии Е за исключением Е 100, о котором будет рассказано ниже.

ПРОЕКТ Е 10

В апреле 1943 года договор на разработку самой маленькой боевой машины Е-серии массой до 15 тонн заключили с компанией Klockner-Humboldt-Deutz Magirus Werke в городе Ульм. Руководил проектированием Е 10 главный конструктор Magirus Хассельгрубер. До этого компания никогда не занималась проектированием танков, но имела некоторый опыт в «смежной» области, занимаясь выпуском гусеничных тягачей RSO.

По заданию предполагалось разработать танковое шасси массой 10-12 тонн, на котором провести отработку новых образцов узлов и агрегатов - двигателей, трансмиссий, систем подвески и т.п. Вопрос о принятии этой машины на вооружение не рассматривался, ее можно было считать скорее испытательным стендом для испытания новых агрегатов, которые в перспективе можно было использовать на танках. При этом многие элементы, которые требовалось создать, параллельно проектировались и для проекта Е 25 фирмой Argus. Чертежи и эскизные проработки Е 10 были представлены на рассмотрение отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) в конце лета 1944 года.


Примерно так мог выглядеть легкий истребитель танков Е 10, вооруженный 75-мм пушкой Рак 39 L/48 (модель изготовлена С. Федоровым)

Машина представляла собой истребитель танков, вооруженный 75-мм пушкой Рак 39 L/48. Однако это не был окончаельно утвержденный тип вооружения, и вопрос о том, какую артсистему устанавливать на Е 10 так и оставался открытым до конца войны. Броневой корпус машины предполагалось собирать из броневых листов, установленных под большими углами наклона: верхний лобовой 60 мм (под углом 60 градусов), нижний лобовой - 30 мм (60 градусов), борта - 20 мм (10 градусов), кормовые - 20 мм (15 и 33 градуса), крыша и днище - 10 мм.

Как и все остальные машины Е-серии, Е 10 имел компоновку с задним расположением и трансмиссии. Для удобства обслуживания задние кормовые листы были деланы откидными на петлях, что значительно облегчало обслуживание и ремонт машины.

В качестве силовой установки планировалось использование двигателя Maybach HL 100 мощностью 400 л. с. В перспективе планировалось рассмотреть возможность установки на Е 10 другого варианта двигателя - 550-сильного Maybach HL 101 с впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Использование таких мощных двигателей на относительно легкой машине (расчетная масса Е 10 составляла 15-16 тонн в зависимости от типа выбранного для нее вооружения) являлось «немецким ответом» на американский истребитель танков М18 «Хел-кат», который при массе 17,7 тонны развивал скорость по шоссе до 90 км/ч. Этот момент был дополнительно оговорен представителями отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) с инженерами Magirus уже после того, как вермахт познакомился с самоходками «Хелкат» в ходе боев во Франции. В результате этого, расчетная скорость Е 10 по шоссе составляла более 70 км/ч.

В ходовой части Е 10 использовались четыре опорных катка диаметром 1000 мм с резиновыми бандажами (на каждый борт). Каждый из них крепился к борту отдельно, что облегчало обслуживание и ремонт. В качестве упругого элемента подвески использовались пружины Бельвиля (пружина, состоящая из тарельчатых шайб), установленные в цилиндрических кожухах. Такая система подвески, разработанная доктором технических наук Лером, стала своеобразной «изюминкой» всех проектов серии Е. При проектировании этих машин решили отказаться от использования поперечных торсионных валов над днищем корпуса, как на «пантерах» и «тиграх». Это позволяло не только снизить общую высоту машины, но и предусмотреть в днище танка аварийный люк для экипажа, о чем неоднократно просили танкисты. Катки на Е 10 были смещены один относительно другого так, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы.


Вид сбоку среднего истребителя танков £ 25 с 75-мм пушкой Рак L/70. Однако вариант вооружения этой машины окончательно так и не был определен

Однако проект Е 10 имел отличие от всех остальных машин Е-серии - элементы подвески оснащались дополнительным гидравлическим приводом, при помощи которого самоходка могла изменять клиренс (по некоторым данным, Е 10 мог «приседать» на 200 мм). Использование в ходовой части гусениц шириной 400 мм обеспечивало низкое удельное давление на грунт и, следовательно, хорошую проходимость. А благодаря отношению длины к ширине, составлявшему для Е 10 1,04, машина должна была иметь хорошую маневренность. По своим габаритам (длина с пушкой 6,91 м, длина корпуса 5,35 м, ширина 2,86 метра, высота 1,76 м) истребитель танков Е 10 был сопоставим с «Хетцером».


Одна из эскизных проработок истребителя танков Е 25, на которой видна конструкция элементов подвески


Узел подвески истребителя танков Е25

После рассмотрения проекта отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) заключил с компанией Magirus договор на изготовление трех опытных образцов и проведение их испытаний. При этом никаких сроков по окончанию работ не устанавливалось. Так как Magirus не занимался броневым производством, бронекорпуса для Е 10 заказали на заводе компании Linke-Hofmann в Бреслау, которые занимались изготовлением бронекорпусов САУ «Хетцер». К моменту окружения города частями Красной Армии в феврале 1945 года их изготовление завершить не удалось.

ПРОЕКТ Е 25

Договор на разработку шасси Е 25 массой 25-30 тонн весной 1943 года заключили с компанией Argus Werke в городе Карлсруэ. Здесь проектирование машины велось под руководством доктора Г. Клауе.

Предварительный проект машины, представлявшей собой истребитель танков, был представлен на рассмотрение военных осенью 1944 года. Он имел много общего с Е 10 (компоновка, общая схема), но был тяжелее. В представленном фирмой Argus варианте вооружение Е 25 состояло из 75-мм пушки Рак L/70. Однако это был не окончательный вариант, так как военные рассматривали и другие варианты, например орудие калибра 105-мм. Но до конца войны выбор вооружения так и не был окончательно определен.

Как и у Е 10 , корпус Е 25 собирался из бронелистов, установленных под большими углами наклона: верхний лобовой 50 мм (под углом 50 градусов), нижний лобовой 50 мм (55 градусов), борт корпуса 30 мм (верхняя часть под углом 52 градуса, нижняя вертикальная), корма 30 мм (под углами 40 и 50 градусов соответственно), крыша и днище 20 мм.

Машина имела следующие габариты: длина корпуса 5,66 м, ширина 3,41 м, высота 2,03 метра, клиренс 0,51 м. Истребитель танков имел отношение длины к ширине 1,08, что должно было обеспечить ему хорошую маневренность.

В ходовой части использовались такие же опорные катки, как и на Е 10 , но теперь их было по пять на один борт. Механизм регулирования высоты клиренса на Е 25 не предусматривалось. На машине планировалось использовать широкие 700-мм траки, расчетное удельное давление - порядка 0,65 кг/см2.

По заданию Е 25 должен был иметь удельную мощность не менее 20 л. с. на тонну. Поэтому в качестве его силовой установки планировался тот же двигатель, что и на Е 10 - 400-сильный Maybach HL 100, с возможной заменой на более мощный Maybach HL 101 в 550 л.с, завершение испытаний которого ожидалось в конце марта 1945 года. Из-за задержек с отработкой указанных моторов велись проработки монтажа в Е 25 600-сильного двигателя Argus воздушного охлаждения (его планировалось разместить поперек корпуса), а также авиационного мотора Otto в 400 л. с. Но и эти варианты оказались неудачными. В результате, на опытных образцах решили установить освоенный в производстве Maybach HL 230.

Сначала на Е 25 планировалось использовать механическую коробку перемены передач. Но по заданию отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) фирма Zahnradfabrik в Фридрихсхафене с 1 июля 1944 года начала разработку полуавтоматической коробки передач для Е 25. Ее планировалось изготовить к началу 1945 года.


Схема устройства упругих элементов подвески истребителя танков Е 25 с пружинами Бельвиля

В январе 1945 года комиссия по развитию танков приняла решение об изготовлении трех опытных образцов Е 25 и проведения их испытаний. При их успешном завершении эта самоходка могла рассматриваться как перспективная в классе 25-тонных истребителей танков. Три корпуса для Е 25 начали собирать на заводе фирмы Alkett в Берлин-Шпандау, но до конца войны закончить их не удалось.

Проекты Е 50 и Е 75

Разработку шасси для машин Е 50 и Е 75 поручили компании Weserhutte в Бад-Эйнхаузене. Проекты Е 50 и Е 75 были запланированы в качестве так называемых стандартных танков. Предполагалось, что они будут иметь одинаковые двигатели, систему охлаждения, топливные баки, ведущие и направляющие колеса, траки, механизм натяжения гусениц и ряд других узлов. Корпуса должны были иметь одну форму и одинаковые габаритные размеры. Внутренний объем у Е 50 был несколько больше за счет использования более тонких броневых листов.

Таким образом, этот проект предусматривал одновременное изготовление двух типов танков - машины могли собираться на одной и той же сборочной линии, с использованием тех же инструментов и приспособлений.

В качестве силовой установки на Е 50 и Е 75 планировалось использовать двигатель Maybach HL 233 Р, который планировали запустить в серийное производство в начале 1945 года. Это был модернизированный вариант Maybach HL 230, в котором использовали другие подшипники, усилили конструкцию коленчатого вала и шатунов. Кроме того, была до 900 л. с. повышена мощность двигателя за счет установки нагнетателя, разработанного профессором Каммом. Но так как работы по созданию нагнетателя были еще далеки от завершения, рассматривался вариант установки на Е 50/75 двигателя Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Предполагалось, что этот движок достигнет мощности в 900 л. с. при 3000 об/мин. Правда, до конца войны работы по Maybach HL 234 так и не удалось завершить.

Разработка трансмиссии, тормозов и механизмов управления велась с таким расчетом, чтобы их можно было установить в корпуса обеих танков без особых проблем. Предусматривалось использование гидромеханической 8-скоростной коробки перемены передач с многорадиусным механизмом поворота. Расчетная скорость движения для Е 50 составляла 60 км/ч, для Е 75-40 км/ч.

Помимо этого, рассматривались и другие варианты силовой установки и трансмиссии, например использование 8-цилиндрового дизельного двигателя фирмы Klockner-Humboldt-Deutz, гидромеханической коробки передач компании Voith и механической фирмы Mech-Hydro.

На машинах Е 50 и Е 75 предусматривалось использовать в подвеске тележки, каждая из которых состояла из двух катков, закрепленных на подпружиненных балансирах. Катки были смещены один относительно другого так, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы. В качестве упругих элементов использовались пружины Бельвиля, смонтированные в цилиндрические кожухи, расположенные параллельно днищу машины. В подвеске Е 50 использовалось по три тележки опорных катков на борт, а в Е 75 - по четыре. При этом траки Е 50 планировались использовать в качестве транспортных гусениц для более тяжелого Е 75. В конце 1944 года на заводе Dortmund-Hoerder Huttenverein предполагалось провести испытание элементов подвески машин Е 50/75 на корпусе танка «Королевский тигр», однако сделать это не удалось.


Поперечный разрез ходовой части Е 25 - слева направляющее колесо, справа опорный каток подвески

Что касается вооружения Е 50 и Е 75, то разработкой башен для этих машин занималась фирма Krupp. Однако до конца войны вопрос о том, какое вооружение устанавливать на эти танки так и не был окончательно решен. Так что приводимые во многих публикациях схемы танков Е 50 и Е 75 с башнями не соответствуют действительному положению дел.


Один из возможных вариантов истребителя танков Е25-С 75-мм пушкой Рак L/70 и башенкой с пулеметом на крыше корпуса. Такой вариант также встречается среди эскизных проработок машины (модель изготовлена С. Федоровым)

Следует сказать, что до конца войны проектные работы по машинам Е 50 и Е 75 были очень далеки от завершения. Не могло идти речи не только об изготовлении опытных образцов, но и даже о подготовке полного комплекта чертежей. Компания Adler занималась отработкой отдельных элементов буду-

щих танков, таких как элементы подвески, трансмиссия и тормоза, но дело не дошло даже до изготовления натурных образцов. Все ограничилось проведением расчетов, ряда испытаний и постройкой необходимых для этого макетов и стендов.

Проект Е 100

Как ни странно, ближе всего к завершению оказался самый тяжелый танк серии Е. Его разработка началась компанией Adler в городе Франкфурт-на-Майне в июне 1943 года. Руководил работами технический директор и главный конструктор Adler К. Еншке.

Проект был готов к весне 1944 года. В отличие от других машин Е-серии, Е 100 имел классическую для немецких танков компоновку с размещением двигателя сзади, а коробки перемены передач спереди. Корпус машины предлагалось изготовить из брони значительной толщины: лоб 200-150 мм (угол наклона 30 и 45 градусов соответственно), борт 120 мм, корма 150 мм. Кроме того, верхняя часть борта и верхняя ветвь гусеницы закрывались 50-мм броневыми фартуками, которые снимались при перевозке танка.

Е 100 оснащался двигателем Maybach HL 230, «майбаховской» коробкой перемены передач OLVAR OG 401216 и рулевым управлением Henschel L 801. В перспективе планировалось использовать более мощный двигатель Maybach HL 234 и гидромеханическую
коробку перемены передач компании Voith или механическую фирмы Mech-Hydro. По расчетам фирмы Adler, с этими агрегатами 140-тонный Е 100 должен был развивать по шоссе скорость до 40 км/ч (что вообще-то представляется маловероятным).

В ходовой части использовались обрези-ненные опорные катки диаметром 900 мм, имевшие в качестве упругих элементов спиральные пружины. Гусеница имела ширину 1000 мм, кроме того, планировалось разработать для Е 100 более узкую транспортную.

Окончательное решение о вооружении танка Е 100 так и не было принято. Существовало два варианта - орудия калибром 150 или 174-мм. Башня имела диаметр погода в свету 3060 мм, ее разработку поручили компании Кшрр. Также рассматривался вариант использования шасси Е 100 в качестве базы для самоходной установки.

Несмотря на то, что в июне 1944 года Гитлер распорядился прекратить все опытные работы по тяжелым танкам, изготовление Е 100 продолжалось, хотя и медленно. Сборка опытного образца велась в Хаустенбеке, недалеко от Падерборна. К началу 1945 года на шасси установлены двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части. В конце войны машина была хвачена союзниками.

Без сомнения, Е 100 никак нельзя рассматривать как перспективный вариант тяжелого танка. Машина была настолько дорогой и нетехнологичной, что вопрос о ее серийном производстве вообще не рассматривался. Кроме того, несмотря на толстую броню и мощное вооружение, вопрос о высоких боевых качествах Е 100 также вызывает серьезные сомнения.

Вероятнее всего, изготовление Е 100 велось лишь «в пику» танку «Маус», спроектированному Ф. Порше. Известно, что главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп крайне негативно отзывался о танке Порше. Возможно, пользуясь своим положением он «пропихнул» финансирование постройки Е 100, пытаясь доказать, что эта машина будет лучше «Мауса».


Шасси тяжелых танков проектов Е 50 (вверху) и Е75 (внизу), которые отличались лишь толщиной бронелистов и числом тележек подвески




Возможные варианты вооружения 88-мм пушкой танков Е 50 (вверху) и Е 75 (внизу). На Е 50 установлена «узкая» башня (по типу той, которая была разработана для «Пантеры» Ausf F), а на Е 75 башня, аналогичная по конструкции башне «Королевского тигра» (модели изготовлены С. Федоровым)


Фрагмент заводских чертежей сверхтяжелого танка Е 100

Таким образом, проекты серии Е вряд ли можно рассматривать в качестве перспективных боевых машин, которые могли бы появиться на вооружении панцерваффе в ближайшем будущем. В этом отдавали себе отчет и многие сотрудники, задействованные в программе серии Е. Например, советник по вопросам строительства Августин, работавший в отделе испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), сказал, что «разработка танков по этой программе являлась чисто исследовательской задачей, не имея ничего общего с серийным выпуском танков. Эти разработки не следует принимать всерьез».

Таким образом, машины серии Е никогда серьезно не рассматривались как проекты, которые должны заменить находившиеся в производстве танки «Пантера», «Королевский тигр» или самоходные установки. Это была, так сказать научно-исследовательская работа по танковой тематике, и что из нее в конечном итоге вышло бы, никто сказать не мог. Таким образом, Е-серия ни в коей мере не является некой перспективной серией боевых машин различной массы, которые планировалось принять на вооружение панцерваффе. Эта информация не соответствует действительности и является плодом воображения различных авторов. Подтверждением этому, помимо прочего, служит тот факт, что проекты Е были поручены компаниям, весьма далеким от вопросов танкостроения. Если бы речь шла о разработке перспективного танка, который планировалось принять на вооружение, заказ наверняка получила бы какая-то крупная компания, имевшая опыт проектирования и выпуска танков, например, Daimler-Benz, Krupp, MAN, Alkett или Henschel.

Кроме того, для изготовления опытных экземпляров Е-серии, их испытания и организации серийного производства в случае принятия на вооружение требовалось не менее полутора - двух лет. Помимо отработки двигателей, часть из которых существовала только в единичных образцах и испытывалась на стендах, и новых коробок перемены передач, серьезные вопросы вызывает система подвески машин серии Е.

Расчеты показали, что предложенный вариант с использованием пружин Бельвиля получится легче торсионной и будет выдерживать значительную нагрузку. Кроме того, новая подвеска получалась более удобной в обслуживании и ремонте - снять один каток или тележку было значительно проще, чем демонтировать половину катков при «шахматной» подвеске.


Американские военные осматривают корпус танка Е 100, захваченный на сборочном заводе в городе Хаустенбек (СЗ)

Вместе с тем, производство балансиров и осей катков на предложенных вариантах серии Е требовало большого времени на механическую обработку на токарных и фрезерных станках. Кроме того, нужно было подобрать материал для тарельчатых пружин и отработать технологию их изготовления. В результате могло получиться так, что по стоимости в производства новая подвеска могла оказаться дороже торсионной, потребовав использования дефицитных материалов и дорогих станков.

Таким образом, если обобщить все изложенное, то машины серии Е можно рассматривать, говоря автомобильным языком как «концепт-танки».


Корпус танка Е 100 с установленными опорными катками, вид слева. Корпус уже вывезен из сборочного цеха (СЗ)


Общий вид корпуса танка Е 100 с установленными опорными катками (СЗ)


Элементы подвески сверхтяжелого танка Е 100: хорошо видны опорные катки и балансиры (СЗ)


Вид сзади на корпус Е 100 - хорошо видны буксирные рымы и направляющее колесо


Вид на переднюю часть корпуса Е 100 - хорошо видно ведущее колесо (зубчатый венец не установлен), а также способ соединения броневых листов

Официальное обозначение: E-75
Альтернативное обозначение: “Tiger III”
Год постройки первого прототипа: не строился
Стадия завершения работ: остался на уровне проекта.

Одним из ключевых элементов программы Entwicklung были средние танки Е-50 и Е-75. При их проектировании планировалось, что к началу 1945 года он полностью смогут заменить в производстве Pz.Kpfw.V “Panther”, обладавшей большим количеством конструктивных недоработок и высокой сложностью при серийном выпуске. Оба танка категории “E” конструктивно были практически идентичны, но Е-75 должен был отличаться более толстым бронированием. В дальнейшем оба проекта претерпели ряд изменений став, по сути, различными направлениями развития одной базовой версии.

Проект Е-75, на финальной стадии проектирования, представлял собой уже не средний, а скорее тяжелый танк. Его бронирование и вооружение находились на уровне Pz.Kpfw.VI “Tiger” (в ряде зарубежных источников его иногда именуют как “Tiger III”, но никаких официальных названий машинам проектного ряда Entwicklung на самом деле не присваивалось), так что Panzerwaffe вполне могли получить достойную замену и этому танку. Конструктивно Е-75 состоял из следующих компонентов.
Ходовая часть танка, применительно на один борт, включала в себя четыре двухкатковые опорные тележки с торсионной подвеской, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Сравнительно с Е-50 тележки с опорными катками были расставлены более широко, что увеличивало длину опорной поверхности гусеницы с 3850 до 4095 мм. В то же время общая длина траков и Е-50 и Е-75 была одинаковой. Гусеница оставалась мелкозвенчатой, со стальными траками шириной (предположительно) 650 мм. Не исключено, что в целях снижения давления на опорную поверхность могли использоваться траки двух типов: боевые и транспортные. Предусматривалась защита бортов и движущихся элементов шасси бронированными секционными панелями.

Корпус имел почти классическую компоновку, с передним размещением элементов трансмиссии и отделения управления, боевым отделением в средней части и моторным отделением в задней. За основу проекта брался “Tiger II”, с сильно наклоненным лобовым листом и полностью вертикальными бортами. Основу силовой установки составлял двигатель Maybach HL 234 с турбонагнетателем, способный развивать номинальную мощность до 900 л.с., а в форсированном варианте ожидалось увеличение до 1200 л.с. Учитывая массу порядка 75-80 тонн максимальная скорость танка должна была составить около 40 км\ч при движении по дороге с твердым покрытием.

К вопросу вооружения танков немцы всегда относились очень серьёзно, поэтому Е-75 получил 88-мм или 100-мм орудие с длиной ствола 100 калибров. Огромная длина компенсировалась высокой начальной скоростью снаряда, превышавшей 1000 м\с. Сами снаряды были бы уже нового типа, уменьшенные по длине. Это позволило бы получить следующие выгоды: облегчить работу заряжающего, улучшить укладку выстрелов и увеличить скорострельность. Что касается башни, то планировавшаяся вначале стандартизированная Smalturm (как на Е-50) оказалась неподходящей под установку более тяжелых артсистем и вместо неё пришлось проектировать более объёмную, под форме и габаритам схожей с башней от серийного “Koenigtiger”.

Кроме того, танки предполагалось оснащать прибором ночного видения. При использовании их во взаимодействии с транспортерами SdKfz 251 «Uhu», оснащенными инфракрасным прожекторами, эффективность танков Е-75 в ночное время существенно возрастала. Таким образом, ночью танки могли отслеживать цели на расстоянии до 800 метров, а поражать — на дистанции до 400 метров.

Несмотря на детальную проработку проекта Е-75 его реализация постоянно откладывалась по различными причинам. Вначале немецким специалистам пришлось преодолевать трудности технического характера, после чего выяснилось, что программа Entwicklung уже не полностью отвечает изменившемся требованиям. Многократные попытки довести проект “до ума” лишь оттянули время и в апрелю 1945 года у немцев не было ничего, кроме чертежей и эскизов.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны», АСТ, Астрель, Москва, 2004
Entwicklung Series (Standard Series)
WW2Drqwings — WW2 German Armored Vehicles

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
E-75 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА ~70000 — 80000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~7000 (по корпусу)
Ширина, мм ~3000
Высота, мм ~4000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 88-мм или 100-мм пушка, один курсовой 7,92-мм пулемет MG42 и один-два автомата МР43 или StG44 в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический шарнирный прицел TZF9d или TZF9d/1 для пушки;
1,8-кратный телескопический прицел KZF 2 для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 150 мм
лоб корпуса (низ) — 120 мм
борт и корма корпуса — 80 мм
маска орудия — 65-100 мм
лоб башни — 180 мм
борт и корма башни — 80 мм
крыша — 40 мм
днище — 25-40 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL235, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 900 л.с. и форсажной 1200 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая, с 2-ступенчатой коробкой передач (8 скоростей вперед и 4 назад), главным и бортовыми фрикционами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 и внутреннее переговорное устройство Bordsprechanlage 8
Понравилось? Лайкни нас на Facebook